Персонализация поиска Яндекса

yandex1-300x191Итак, Яндекс объявил о запуске персонализации поиска, то есть теперь для двух разных людей, выдача по поискковым запросам будет отличаться.  персонализация поиска будет учитывать гораздо больше факторов на основе анализа поведения пользователя и стараться сделать выдачу максимально релевантной поисковым запросам для конкретного поиска.    

Читаем подробности с Хабра

Когда-то давно для того чтобы показать человеку результаты поиска, поисковым системам было достаточно пользовательского запроса и собственного индекса. Две эти сущности легко себе представить. Но со временем стало понятно, что есть ещё одна очень важная штука — контекст запроса. Кто, откуда и когда его задаёт.

Три года назад при формировании результатов поиска мы начали учитывать регион пользователя.

Самый простой пример запроса, где это важно — доставка пиццы. Люди из Москвы и из Волгограда должны видеть ссылки на те компании по её доставке, которые работают именно у них в городе. А в некоторых городах, где сервис ещё не развит, по запросу «пицца» нужно и вовсе показывать её рецепт. С тех пор, как поиск Яндекса начал учитывать местонахождение человека, запросы, в которых уточняется регион, стали вводить на 30% реже.

Летом прошлого года мы запустили поисковую платформу «Рейкьявик». Она понимала языковые предпочтения пользователей и учитывала часто ли человек открывает результаты поиска на английском языке. Людям, которые чаще ищут англоязычные ресурсы, поиск стал отвечать большим количеством ссылок на них, и наоборот.

Сейчас мы рассказывает о нашей следующей поисковой платформе «Калининград», которая предоставляет пользователям персональные поисковые подсказки и персональные результаты поиска.

Расскажем подробнее про каждую из частей.

Персонализированные поисковые подсказки

Поиск как инструмент навигации по интернету должен помогать человеку придерживаться курса и находить самые короткие маршруты к цели. Эти задачи несколько лет решают поисковые подсказки. Они помогают правильно, а главное, быстро сформулировать запрос. Мы рассказывали о том, что они тоже научились учитывать большое количество факторов, которые также ориентируются на контекст. Одним из самых важных запусков, который помог в персонализации саджеста, стал учёт предыдущего запроса пользователя. То есть если человек искал [титаник], то при наборе в поисковой строке буквы «к», в числе первых он увидит подсказки [кейт уинслет] и [как снимали титаник], а не [контакт] и [карта метро]. 

 

Читать также:  Браузер CoolNovo.

Половина всех текущих запросов, которые люди задают Яндексу, связана с тем, каким был предыдущий. Мы научились извлекать из поведения пользователей данные, которые можно использовать для предсказания их поведения в будущем. Сейчас поисковые подсказки учитывают историю ваших взаимоотношений с Яндексом: какие запросы вы задавали и по каким ссылкам переходили, как эти действия были распределены по времени.

 

То есть в явном виде перечисленные данные мы не храним. После того как они обрабатываются, для каждого человека генерируется относительно небольшой набор чисел. В нём каждое характеризует какую-то определённую тематику, которой заинтересован наш пользователь. Причём учитывается и то, насколько сильно она сейчас важна ему.

Сделать поисковые подсказки более персонализированными получилось не сразу. Казалось, что мы можем выделить какие-то кластеры пользователей, например, методом k-средних. Но выяснилось, что подобные механические методы не очень хорошо работают. И мы решили пойти другим путём, выделив смысловые тематики. Оказалось, что минимум их должно быть 400 000. Широта человеческих интересов удивила и нас самих.

В процессе работы мы поняли и то, как быстро такие интересы могут устаревать. На самом деле, даже если человек интересуется программированием на функциональных языках, прямо сейчас его может волновать ремонт у него в квартире. И нам было важно понять, что своими интересами он может считать одно, а на деле сейчас это нечто другое. Для разработки это значило, что надо организовать доставку и обработку данных так, чтобы они не успели устареть для данного конкретного пользователя.

Для того чтобы понять, добились ли мы своей цели и смогли ли сделать подсказки такими, что их можно называть персональными, мы использовали два способа. Сначала проверили, что всё это работает на исторических данных. У нас есть какой-то набор действий, которые пользователи совершали раньше. Используя их, мы пытались как бы предугадывать следующие. Мы смотрели на то, с какого знака система узнаёт запрос без персонализации и с ней. Такой её вариант мы включили сначала на пять, а потом на 10% пользователей. Дальше мы сравнивали то, как взаимодействуют с подсказками они и контрольная выборка такого же размера, но со старой версией саджеста. Как вы понимаете, 5-10% пользователей Яндекса — это миллионы человек. Эксперимент показал, что мы можем включать новую систему уже на всех — пользователям она понравилась.

Персонализированные результаты поиска

Вторая часть изменений, о которых мы объявляем сегодня — персональные результаты поиска. Если раньше, как мы уже говорили, поисковые результаты могли отличаться в зависимости от того, в каком городе или месте находится человек, то теперь каждый человек имеет шанс получить результаты, подстроенные лично под него.

Фактически теперь существует столько их вариантов, сколько пользователей поиска Яндекса. С учётом наших знаний о человеке, его интересов, того, какие сайты он предпочитает и многого другого.

На практике это означает, что, например, ответ на запрос [Северное сияние] для разных людей будет отличаться. Путешественнику мы покажем ответ о природном явлении, москвичке, интересующейся покупками, — торговый центр, любителю кино — ссылки на информацию о фильме.

Персонализация позволяет улучшить ответы для 75-80% запросов каждого пользователя. Мы подробно измеряли эффект от улучшений на поиске благодаря персонализации. Например, на персонализированный первый результат люди кликают на 37% чаще, чем на неперсонализированный. Чтобы этого добиться, мы провели эксперименты с более чем 10 разными формулами ранжирования и механизмами подстройки, а экспериментальные результаты за это время видели более 50 миллионов пользователей.

Особенности

Конечно, при желании персонализацию можно отключить в настройках поиска: 

 

Читать также:  Гид по SEO в условия анти-спам алгоритма Pinguine

По нашим оценкам, персонализация в целом позволяет каждому человеку, пользующемуся Яндексом, сэкономить 14% времени, быстрее получив ответ, за которым он пришёл.

Закладка постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *